Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Мастер-класс для воспитателей

Опубликовано 25.03.2024

«Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Материал подготовил учитель-логопед Авдеева М.А.
(Читать в PDF)

Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать ее, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в интеллектуальном развитии ребенка. Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, со сказкой можно поиграть. Есть много сказок, которые помогут ребенку мыслить логически, разовьют воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях. Поэтому педагогам будет  интересно узнать о формах, методах, приемах работы со сказкой. Как сделать сказку своим помощником в развитии ребенка, может ли сказка понять мир ребенка.

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Можно использовать несколько видов сказок и их фрагменты, включенные в занятие – это нужные сказки;  сказка-путешествие; сказка-выбор; сказка, завершающаяся логическим заданиями.

Нужные сказки

  1. Воспитатель говорит детям о том, что хотел бы прочитать им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название.

« – Жи… бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку… я… не… про…, а зо… . Де… би…би… – не ра… . Ба… би… би… – не ра… . Мы… бе… , хво… ма… , я упа… и ра… . Де… пла… , ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де… , не пла… ба… . Я сне… ва… я… не я… , не зо… , а про… .»

  1. Затем проговаривают сказку вместе.
  2. Воспитатель предлагает восстановить разбитое яйцо несколькими вариантами: склеить, нарисовать, обвести по шаблону и раскрасить (у детей должен быть выбор).
  3. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать или выполнить аппликацию Курочки Рябы.
  4. Сказку затем можно инсценировать или изобразить в пантомимике, каждого героя, остальные дети могут угадывать изображаемых героев.

« – По… де… ре… . Вы… ре… бо… – пре… . Ста… де…   ре…   тя… . Тя…- потя…, вы… не мо… . По… де…ба… . Ба… за де…, де… за ре… . Тя… –  потя…, вы… не мо… .

По… ба   вну… . Вну… за ба…, ба… за де…, де…за ре… . Тя… – потя…, вы… не мо… .

По… вну… Жу… . Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя…- потя…, вы…не мо… . По… Жу… ко… . Ко… за Жу…,  Жу… за вну…, вну… за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… – потя…, вы… не мо… . По… ко… мы… . Мы… за ко…, ко… за Жу…, Жу… за вну…, вну…за ба…, ба… за де…, де… за ре… . Тя… – потя…, вы…ре…!

 

Сказка – путешествие

  1. Чтение детям сказки.
  2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить сделать детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой, пантомимикой).
  3. Использование карточек-пиктограмм для запоминания сказки.
  4. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой).
  5. Предложить ребёнку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку.

 

Сказка – выбор

  1. Чтение детям сказки;
  2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям;
  3. Об этом выборе каждый ребёнок говорит на ушко педагогу, либо рисует свой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.п.;
  4. Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки;
  5. Поговорить с каждым ребёнком о его выборе и выборе героя.

 

Сказка, завершающаяся логическими заданиями

  1. Внесение в предметно-развивающую среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребёнка в сказку, с учетом автоматизируемого звука;
  2. Чтение первой части сказки;
  3. Вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше?»
  4. Предложение ребёнку: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки;
  5. Дальнейшее чтение сказки до конца;
  6. Вопросы к ребёнку, помогающие осознать нравственный смысл сказки;
  7. Заведение «Альбома-сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась.
  8. Логические игры «Четвёртый лишний», «Что общего?», «Чем различаются?», «Закончи предложение», «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.

 

Литература

  1. Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
  2. Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
  3. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.
  4. «Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?