Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Артикуляционная гимнастика в стихах

Опубликовано 26.04.2023

Материал подготовил учитель-логопед Авдеева М.А.

(Читать в PDF)

Артикуляционная разминка для выработки артикуляционных укладов звуков [р, рь]

«Цирк»

Цирк по улице идет,

Все стоят, разинув рот!

Описание. Рот широко открыт. Удержать это положение несколько секунд.

 

Цирковое представленье

Всем поднимет настроенье!

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Мишка ходит по канату!

Описание. Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему, произнося: « пя – пя – пя…»

 

Он получит мёд в награду.

Описание. Облизывать верхнюю и нижнюю губу широким кончиком языка сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

 

Выполнив удачный трюк,

Радостно поёт индюк!

Описание. Производить быстрые движения по верхней губе широким кончиком языка вперед – назад, произнося при этом: «Бл – бл – бл…»

 

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели:

Вверх – вниз, вверх- вниз.

Крепче, курочка, держись!

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык  поднимается к носу и опускается к подбородку.

Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Эх, раз! Ещё раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Описание 1. Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Методические указания. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Описание 2. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Две мартышки – акробатки

Ловко скачут на лошадке.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 

Методические указания. Упражнение  вначале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

  

В медвежат из пулемета

Леопард  стреляет …мёдом! 

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т – т- т- сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не  хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Клоун  Зайчик всех смешит:

Колокольчиком звенит.

Описание. Улыбнуться, открыть широко  рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки, произнося: «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд.

 

Заклинатель змей играет

Так, что сердце замирает.

Описание. Улыбнуться, открыть широко  рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «д-д-д…» Выполнять 10 – 20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

 

Методические указания. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

 

Из кувшина – вижу я –

Появляется змея.

Описание. Улыбнуться, открыть   рот, высунуть узкий язык изо рта, затем спрятать.

 

Вот уже машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулём лихой  осёл,

«Дын – дын - дын» - гудит мотор.

Описание. Улыбнуться, открыть  широко  рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: «дын- дын – дын…»Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять в течение 5 – 10 секунд.

 

Методические указания. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

 

А сейчас мы чудесами

Всех вас просто удивим,

Вам фокусы покажет

Известный тут факир.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика языка.

 

Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

 

Свою шляпу он снимает

И предметы превращает-

Был совочек, стал  грибочек.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.Затем прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

  

А плетеное лукошко превратил в гармошку.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты,  средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 – 10, затем широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторном упражнении рот всё шире и дольше удерживать в таком положении.

 

Если любишь цирк скорей-

 

Перечисли всех зверей?!

Артикуляционная разминка для выработки артикуляционных укладов звуков [р, рь]

«Цирк»

Цирк по улице идет,

Все стоят, разинув рот!

Описание. Рот широко открыт. Удержать это положение несколько секунд.

 

Цирковое представленье

Всем поднимет настроенье!

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Мишка ходит по канату!

Описание. Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему, произнося: « пя – пя – пя…»

 

Он получит мёд в награду.

Описание. Облизывать верхнюю и нижнюю губу широким кончиком языка сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

 

Выполнив удачный трюк,

Радостно поёт индюк!

Описание. Производить быстрые движения по верхней губе широким кончиком языка вперед – назад, произнося при этом: «Бл – бл – бл…»

 

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели:

Вверх – вниз, вверх- вниз.

Крепче, курочка, держись!

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык  поднимается к носу и опускается к подбородку.

Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Эх, раз! Ещё раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Описание 1. Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Методические указания. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Описание 2. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Две мартышки – акробатки

Ловко скачут на лошадке.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 

Методические указания. Упражнение  вначале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

 

В медвежат из пулемета

Леопард  стреляет …мёдом! 

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т – т- т- сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не  хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Клоун  Зайчик всех смешит:

Колокольчиком звенит.

Описание. Улыбнуться, открыть широко  рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки, произнося: «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд.

 

Заклинатель змей играет

Так, что сердце замирает.

Описание. Улыбнуться, открыть широко  рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «д-д-д…» Выполнять 10 – 20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

 

Методические указания. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

 

Из кувшина – вижу я –

Появляется змея.

Описание. Улыбнуться, открыть   рот, высунуть узкий язык изо рта, затем спрятать.

 

Вот уже машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулём лихой  осёл,

«Дын – дын - дын» - гудит мотор.

Описание. Улыбнуться, открыть  широко  рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: «дын- дын – дын…»Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять в течение 5 – 10 секунд.

 

Методические указания. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

 

А сейчас мы чудесами

Всех вас просто удивим,

Вам фокусы покажет

Известный тут факир.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика языка.

 

Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

 

Свою шляпу он снимает

И предметы превращает-

Был совочек, стал  грибочек.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Затем прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

 

А плетеное лукошко превратил в гармошку.

ОписаниеРот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты,  средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 – 10, затем широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторном упражнении рот всё шире и дольше удерживать в таком положении.

 

Если любишь цирк скорей-

Перечисли всех зверей?!

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?