Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Особенности нервно-психического развития детей

Опубликовано 18.08.2023

Материал подготовил педагог-психолог Потапова Ирина Александровна

(Читать в PDF)

 

Этапы и закономерности НПР

Четыре закона формирования психических функций по Выготскому:

  • Детская психика развивается в своем собственном ритме, этот процесс сложно организован во времени, его темп может меняться. Год во младенчестве и в отрочестве существенно различаются по значимости.
  • Развитие — это последовательность качественных изменений. Малыша не следует воспринимать как маленькое подобие взрослого, просто с меньшим жизненным опытом: это качественно отличающееся по своим психическим параметрам существо.
  • Разные функции психики формируются неравномерно, каждая из них имеет свое оптимальное время.
  • Высшие психические функции изначально возникают в общении со значимыми людьми как форма группового поведения, и лишь потом «присваиваются» психикой самого маленького человека, становясь его собственными.

Выготский считал, что обучение является основным фактором психического прогресса. Он открыл так называемую «зону ближайшего развития»: это разница того уровня, что есть сейчас, и того, где могло бы произойти улучшение навыка с помощью правильно подобранных заданий. Это значит, что хорошее обучение предполагает наличие чуть более сложных задач, чем малыш готов решить на данном уровне. Нужно, чтобы он все время немного преодолевал себя, делал прежде невозможные вещи, таким образом все время продвигаясь вперед, не останавливаясь на достигнутом. Идеи, которые предложил Выготский, были затем развиты другими отечественными психологами, такими как Б. Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин и другими, заложившими основы отечественной возрастной психологии.

Психология развития ребенка, или возрастная, выделяет основные этапы, которые проходит детская психика в процессе формирования:

 

  1. Овладение мелкой и крупной моторикой. Нервно психическое развитие детей с рождения до 1 года характеризуется появлением основных навыков движения.
  2. Сенсорное восприятие. У малыша до трех лет формируются навыки реагирования на воспринимаемый мир.
  3. Мышление. С трех до двенадцати лет ребенок учится обдумывать и мыслить индивидуально.
  4. Окончательное становление психики, формирование личности происходит от двенадцати до четырнадцати лет.

Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Есть определенные видимые признаки того, что психологическое развитие ребенка протекает в пределах нормы, их должен знать каждый родитель. Психическое развитие детей до года протекает особенно интенсивно, каждый месяц возникают новые изменения. Однако приведенные сроки являются очень приблизительными: если что-то происходит чуть позже, это еще не повод для беспокойства. Одни навыки могут опережать по срокам, другие — немного отставать.

Внутриутробный период и первые дни жизни

Нервная система закладывается на третьей-четвертой неделях формирования плода, затем проходит четыре основных этапа:

  1. Вначале возникает нервная пластинка. Края пластинки затем смыкаются и образуют нервную трубку.
  2. Из части нервной трубки развивается спинной мозг, другая (передняя) часть разделяется на несколько мозговых пузырей.
  3. Происходят перемещение нервных клеток и их распределение.
  4. Миелинизация проводящих путей, происходящая последовательно в головном мозге, затем в спинном.

За три месяца до рождения мозг плода уже сформирован в достаточной степени, включая кору больших полушарий. Нервная система уже способна нормально обеспечить внутриутробное существование организма. Мозг новорожденного хорошо снабжается кровью, однако его ткань имеет в своем составе много воды, что может вызвать осложнения при болезнях, такие как отек. Серое вещество мозга слабо отделено от белого, наиболее незрелой является кора больших полушарий — она полностью сформируется только к 5-6 годам.

Новорожденный, едва появившись на свет, уже обладает врожденными рефлексами, способствующими его настройке на окружающую среду, помогая приспосабливаться к ней. С момента рождения он реагирует на раздражители: световые, температурные, болевые, но эти реакции не скоординированы и вызывают ответ в виде движений всем телом. Это свидетельствует о том, что возбуждение легко переходит с одного участка мозга на другие.

Рефлекторной реакцией на голод, холод и боль является крик. Это механизм, заложенный природой и способствующий выживанию младенца. Прикасание к губам вызывает второй основной рефлекс — сосательный, в результате которого на участки мозга распространяется торможение, продолжающееся весь период сытости. Поэтому, наевшись, обычно младенец засыпает. В первые дни жизни кора не участвует в реакции на раздражители, но ее клетки могут возбудиться благодаря импульсам, приходящим из лежащих ниже отделов мозга. В основном — это различение света и отдельных цветов.

Нервно-психическое развитие детей до одного года имеет свои характерные особенности. В первую пару лет мозг интенсивно растет, увеличивается его масса за счет образования и ветвления аксонов и дендритов. Наиболее быстро растет мозжечок, отвечающий за координацию движений, происходит миелинизация нервных волокон — покрытие их жироподобным веществом — миелином, отвечающим за изоляцию. По мере протекания этого процесса повышается проводимость нервных клеток, ускоряется образование новых нейронных связей.

Эпикризный срок — временная единица, за которую происходит обучение новым навыкам. В первый год он составляет 1 месяц, на втором году — 3 месяца, с двух до трех лет — полгода, и с четырех лет — 1 год.

 

Дети с особенностями психофизического развития, которые можно охарактеризовать как задержку, обычно имеют следующие симптомы:

 

  • неадаптивное поведение в социуме — скрытность, нерешительность, замкнутость, отказ от общения;
  • заметное отставание от других детей того же возраста по уровню моторики и мышления: не могут выполнить обычных действий, которые должны быть освоены к этому времени, связно ответить на простой вопрос;
  • поздно начинают держать головку, хватать предметы, ходить, говорить;
  • агрессия к близким людям и сверстникам;
  • эмоционально-волевые нарушения: капризы, неумение сдерживать себя, тревожность, нервозное состояние.

Однако не стоит спешить самому ставить малышу диагноз — это может сделать только специалист после тщательного обследования. С визитом к врачу-неврологу или детскому психологу лучше не откладывать.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?