Материал подготовили воспитатели 8 группы: Авдеева М.А., Дзюба О.Н.
Цель: ознакомление с достоинствами и недостатками современных игрушек, повышение педагогической культуры родителей
Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Она способствует расширению детского кругозора, развитию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности.
Значение игрушки:
- мир игрушек – это предметный мир детства;
- средство вхождения ребенка в мир взрослых;
-средство воспитательно-образовательной работы и развития ребенка;
- психотерапевтический и релаксирующий потенциал;
- формирование индивидуальных свойств личности;
- предмет искусства.
Виды игрушек:
- сюжетно-образные;
- дидактические;
- спортивные;
- игрушки-забавы.
Игрушки различаются:
- по соответствию реальным предметам (реалистические, прототипические, полифункциональные);
- по функциональным свойствам;
- по величине;
- по сырью;
- по степени готовности.
Всегда ли в современном мире соблюдается истинное назначение игрушки?
Исследованиями в области современной игрушечной индустрии занимается Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ. Специалистами центра разработаны концепция и технология психолого-педагогической экспертизы игрушек и игр для детей.
В современной игрушечной индустрии можно выделить следующие недостатки игрушек:
- максимальная реалистичность (детям совершенно нечего придумывать и изобретать – резиновые пупсы, воспроизводящие настоящих младенцев и так далее);
- дегуманизация (человек трансформируется в нечеловеческое, следовательно, из сознания ребенка вытесняется образ человека – человек-паук, куклы-манекены и т. д.);
- роботизация (ребенок подчиняется игрушке).
Руководитель Центра психолого- педагогической экспертизы игр и игрушек Е.О. Смирнова на церемонии премии «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют» 2009 года выразила мысль о том, что: «… К сожалению далеко не все современные игрушки можно назвать средством развития и воспитания. Многие из них не только не способствуют развитию, но даже препятствуют ему. Около 80% современных игрушек по разным причинам не пригодны для развивающей детской игры ни в каком возрасте… Но есть и такие игрушки, посредством которых ребенок творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам...»
Игрушками-победителями данной премии в разных номинациях стали:
«Самая универсальная игрушка» - «Звучащие шарики».
«Оригинальное решение традиционной игрушки» - «Веселая пирамидка».
«Самостоятельные открытия» - «Пирамидка «Морская фантазия».
«Фантазия в строительстве» - «Строительный набор».
«Возрождение сказки» - пазл «Репка».
«Игра в приключения» - «Семейная яхта».
«Город на ковре» - «Веселый городок».
а также многие другие игры и игрушки. Если посмотреть даже этот неполный перечень номинаций и победителей, бросается в глаза, что первенство в производстве действительно развивающих и полезных игрушек принадлежит России, что свидетельствует об ориентации нашей страны в производстве игрушек не на материальную, а духовную и интеллектуальную сферу развития общества.
Выводы:
Воспитание, обучение, развитие и формирование личности детей дошкольного возраста невозможно без создания взрослыми развивающей среды дома. Игровая деятельность является ведущей в данном возрасте. В ней ребенок воспитывается, обучается, приближается к миру взрослых, который так его манит, но в который пока невозможно попасть. В игре так же формируются произвольность поведения, воля, положительные взаимоотношения, предпосылки учебной деятельности и многое другое. Игра – бесценна в дошкольном детстве.
Для того, чтобы ребенок научился играть, а именно, играть «полноценно», необходимо создать ему предметно-игровую среду как часть развивающей. Родителям необходимо правильно подобрать составляющие этой среды. Невозможно сформировать игровую деятельность, используя куклы Барби и Человека- Паука. Ребенка должны окружать «настоящие» игрушки и игры, которые принесут дошколятам пользу, а не «роботизируют» их.