Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Роль сказки в формировании личности ребёнка

Опубликовано 25.03.2024

Материал подготовила воспитатель 4 группы Стороженко Е.А.
(Читать в PDF)

Роль сказки в развитии ребёнка чрезвычайно высока: сказка  развивает фантазию, мышление, и даже правильную речь. С древних времён сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребёнка. Она поможет родителям доступным языком  , рассказать  им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придётся вспомнить главный язык детства - мудрую и очень интересную сказку.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребёнка в себе и в своих силах.

Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с её помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а ещё она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

 

Читать детям сказки надо в правильное время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в тёплой и уютной постели, вы сможете ещё и обсудить сказку с ребёнком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесёт малышу больше пользы и положительных эмоций.

Роль детской сказки в воспитании ребёнка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять внутреннюю тревожность ребёнка.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребёнка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребёнку, научит его побеждать жизненные трудности.

Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребёнок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становится ясна детям, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребёнок находит в сказке то, что ему особенно интересно.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло.

Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Благодаря сказкам речь младшего дошкольника становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

 

Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять сказку, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того чтобы ребёнку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев».

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и её сюжет.

Ребёнку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребёнка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры».

Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и её сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноимённым сказкам. Выключите звук, и пусть ребёнок озвучивает ход событий.

«Новые сказки».        

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдёт, если там появится ещё и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр».

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребёнку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

 Перед ребёнком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевёрнутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка».

Цели игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребёнку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмём сказку «Лиса и лапоть». Ребёнку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребёнку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведёте со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребёнок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?